Энергичным ребятам из Первого пивного клуба удалось собрать около полусотни пивных энтузиастов, желающих встать рано утром и прокатиться на пожилом автобусе Volvo в Ярославль по заснеженной январской дороге через Переяславль-Залесский.
Конечно, главной целью нашей поездки в Ярославль было посещение именно пивзавода, а вовсе не только местных достопримечательностей города Ярославля, о которых я рассказал в ЖЖ. Впрочем, туристам в Ярославль есть смысл ехать даже только ради этих древностей и достопримечательностей. Город красив и интересен. Его обязательно стоит посетить.
В настоящее время завод «Ярпиво» официально называется «Балтика-Ярославль» и входит в состав международного концерна Carlsberg. Поглощение произошло в 2007 году, а до него завод «Ярпиво» сохранял самостоятельность. Поскольку торговая марка «Ярпиво» завоевала широкую популярность в России, ее сохранили, хотя сегодня завод также изготавливает светлое пиво и других марок.
Пока мы были в Ярославле, постоянно сыпал снег. А на территории пивзавода в глаза сразу бросались два огромных элеватора, в которых хранится ячмень и другие злаки, используемые в производстве пива. Зерно сюда привозят вагонами, а затем пневматической тягой оно засыпается в элеваторы. Все дальнейшее перемещение зерна и солода на заводе происходит по трубам с помощью пневматики.
Специалист завода по связям с общественностью Светлана Воронина была нашим гидом в экскурсии по производству. Она на высоком профессиональном уровне показала и объяснила нам все, что мы хотели увидеть, и ответила на множество вопросов. В свое время она работала переводчиком, когда в 2007 и 2009 году завод в два этапа был переоборудован новейшей немецкой техникой. Поэтому ей хорошо известны все детали технологического процесса и особенности оборудования.
Это огромная автоматизированная многоэтажная солодовня. Здесь в условиях высокой влажности проращивается и постоянно ворошится (чтобы не перегорел) ячмень в громадных емкостях глубиной 1,5 метра. При проращивании зерно превращается в солод, в котором крахмал зерна превращается в сахара солода. В отличие от крахмала, сахар способен растворяться в воде и сбраживаться. Влажность в помещении солодовни такая, что с потолка капает, а оптика в фотоаппарате мгновенно запотела. Через несколько дней проращивания солод по трубам вдувается в сушилку, где высушивается, чтобы прекратить дальнейший рост.
Затем Светлана Воронина рассказала нам о процессе производства и контроле качества сырья и продукции. Мы увидели основные образцы готовой продукции, выпускаемые заводом "Балтика-Ярославль" и концерном Carlsberg.
В настоящее время концерн выпускает по лицензии несколько известных марок зарубежного пива, таких как Tuborg, Carlsberg, Kronenbourg 1664, Asahi и другие. А также разрабатывает собственные новинки.
А в этой витрине собраны некоторые призы и награды, завоеванные в состязаниях с другими производителями пенного напитка. Разумеется, завод «Ярпиво» удостоился множества почетных наград, медалей, кубков и грамот за выпуск своей популярной, пользующейся устойчивым спросом продукции.
Кроме ячменного солода, для производства пива необходима качественная вода. Воду готовят и обрабатывают на специальном оборудовании, чтобы она соответствовала необходимым требованиям. В этом цехе, как и в других, густое переплетение труб и множество электронных датчиков. Это скорее похоже на что-то космическое, чем на пищевое производство.
А это святая-святых любой пивоварни. Сияющие медью варочные порядки немецкой фирмы Steinecker.
Именно здесь происходит варка пива, когда раздробленный и размельченный солод соединяют с водой (затирают) в заторном котле.
Постепенно нагревая по особой технологии затор, добиваются того, чтобы крахмал и полисахариды из солода перешли в растворимое состояние, удобное для брожения. Так получают сладкое сусло требуемой плотности, необходимое для производства пива разных марок.
В процессе приготовления затора немало профессиональных секретов и тонкостей, за которым должны пристально следить специалисты-пивовары. Впрочем, сегодня все это делается с помощью компьютеров, за работой которых следят операторы. Однако пиво остается, пожалуй, самым сложным в производстве напитком, который практически нет смысла подделывать и фальсифицировать.
Жалко, что всю эту красоту и гордость пивоваров могут видеть только немногочисленные гости, попавшие внутрь пивоваренного завода на экскурсию.
За рубежом такие варочные цеха часто специально сооружают в стеклянных стенах, чтобы сияющей медью варочных порядков могли с восхищением любоваться прохожие и глотать слюну. Два этих снимка с красно-медными заторными котлами сделаны не в Ярославле, а в Карлсруэ.
Мне варочный цех завода «Ярпиво» живо напомнил посещение в 2009 году этой частной пивоварни Hoepfner в Карлсруэ. Устройство цеха очень похожее, только там побольше меди и всяких старинных кранов и вентилей, которые оставлены скорее для антуража, так как варкой сусла там тоже давно управляют компьютеры.
А вот соседние цеха завода «Ярпиво» внешне не отличить от любого пивоваренного производства наших дней: такая же функциональная нержавейка, как и на большинстве других современных пивоваренных заводов в любом уголке мира.
Дробленый солод соединяется с водой и замешивается в заторном котле с нагреванием по определенной схеме. При окончании варки сусла в него добавляют прессованный хмель, придающий пиву приятный аромат и особые свойства. На заводе «Ярпиво» хмель используется чешский.
Затем сусло в гидроцентрифуге (вирпуле) отделяют от дробины. На снимке как раз такой вирпул. Дробина оседает на дне и идет на корм скоту, а чистое сусло после охлаждения готово для дальнейшего соединения с дрожжами и сбраживания.
На завершающем этапе сусло после отделения дробины и охлаждения попадает в огромные цилиндроконические бродильные танки. В процессе длительного брожения в этих лагерных танках дрожжи разлагают сахар на углекислый газ и спирт.
Так как брожение сопровождается повышением температуры, эти громадные емкости находятся в холодном помещении с охлаждением до 0 градусов. Брожение длится несколько недель.
В пиве низового брожения дрожжи и белковые соединения (труб) при сбраживании оседают вниз. Из конуса внизу цилиндроконической емкости дрожжи и труб отсасываются, а пиво отправляется на фильтрацию и расфасовку в бутылки, банки и бочки.
Вмещает такой лагерный танк 350.000 литров. А всего здесь стоит 117 таких громадные бродильных емкостей! Разумеется, вход в это помещение закрыт электронными замками. Поэтому сюда не могут зайти посторонние, чтобы снять пробу пива.
А вот для гостей завода после завершения экскурсии была проведена дегустация продукции. И пиво все мы пробовали уже как настоящие знатоки пивоварения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий