воскресенье, 1 мая 2016 г.

"Для балетной братии пиво — лучше всякого лекарства"

Bolero / Морис Равель - Болеро (Морис Бежар; Майя Плисецкая)

Радио Business FM сообщает, будто популярное "Болеро" Мориса Равеля с 1 мая 2016 года становится бесплатным, и больше не надо отчислять деньги в счет копирайта этого произведения.
Я принялся искать в интернете подтверждения этой информации, но нашел немало противоречий: другие источники не сообщают о том же. Вообще-то в мире не существует единых правил по поводу копирайта. Во всех странах свои правила, свои сроки. На американских сайтах говорится, будто копирайт на гипнотическое "Болеро" истечет либо в 2029 году, либо в 2064 году. Но при этом бесплатно записи исполнять можно будет только в том случае, если это не нарушит копирайт музыкантов-исполнителей.
Морис Равель умер в 1937 году, так что отчисления за исполнение "Болеро" должны доставаться его наследникам. И это совсем не малые деньги: порядка $2 млн. ежегодно. Вот только правила сбора платы за копирайт настолько темные и непрозрачные, что нет никакой уверенности, что наследники Равеля получают хоть что-нибудь.

Есть британская статья 15-летней давности на тему о бедном Равеле, теряющем свои миллионы. @[undefined:http\://www.theguardian.com/education/2001/apr/25/arts.highereducation]

Плату взимают за публичное исполнение шедевра на концертах, по радио и ТВ. А кто заплатит Равелю за то, что вы сейчас посмотрите балет "Болеро" в интернете? Морис Бежар и Майя Плисецкая тоже едва ли что-то получ

Кстати, Майя Плисецкая скончалась год назад -- 2 мая 2015 года в Мюнхене. Она очень любила пиво, особенно -- баварское. И не скрывала этого.

Майя Плисейцкая похожа на танцовщицу Иду Рубинштейн, для которой Морис Равель в 1928 г. сочинил "Болеро". Ида родилась в Харькове в 1883 году. Банкирской семье Рубинштейнов, кроме четырех банков, также принадлежал пивоваренный завод «Новая Бавария». Они были дружны с московской купеческой семьёй Алексеевых и с К. С. Станиславским (наст. фамилия Алексеев).

После смерти родителей Ида унаследовала колоссальное состояние, определившее её дальнейшую жизнь. В 1908 г. на собственные средства Ида подготовила постановку драмы Оскара Уайльда «Саломея» на музыку Александра Глазунова, в художественном оформлении Л. Бакста. В 1909 г впервые выступила у С. Дягилева, наряду с А. Павловой, В. Нижинским и Т. Карсавиной. В 1911 г. расставшись с Дягилевым, создала собственную труппу. Русская критика: "во всем, что делает Рубинштейн, «постановочный разврат», разложение театра, в котором все покупается и продается, торжество «бездарной, въедчивой, ядовитой кляксы дилетантского кривлянья». В 1910-х гг. переехала жить в Париж, где приобрела особняк, оформленный также Л. Бакстом. Дружила с Сарой Бернар, Марком Шагалом, Жаном Кокто, Андре Жидом, Вацлавом Нижинским.



Этот портрет Иды Рубинштейн художник Валентин Серов написал в 1910 году. Когда в прошлом году Третьяковская галерея устроила в Москве выставку Валентина Серова, вызвавшую огромный ажиотаж (люди часами стояли в очередях на сильном морозе) это полотно там тоже присутствовало.

Искусствоведы так описывают портрет: "Словно оживающая фреска старых итальянских мастеров, смотрит с портрета кисти Серова известная танцовщица Ида Рубинштейн. Неестественно прямые линии рук, ног, спины -- нарушают академические каноны живописи, но подчеркивают тонкость и изящество модели. Перспектива в картине также сломана, поэтому фигура танцовщицы и правда сливается со стеной. Серов даже нарочно усиливает это впечатление, выбрав одинаковый цвет для тела и фона. Затейливая прическа балерины напоминает нимб. Поворот головы, сложная и, одновременно, очень гармоничная поза -- ссылка на работы мастеров Возрождения."

Комментариев нет:

Отправить комментарий