понедельник, 29 ноября 2010 г.

Очаково


После длительного перерыва (пожалуй, более десяти лет) мне довелось вновь побывать на комбинате «Очаково» в Москве. На станции метро «Кунцевская» меня встретил сотрудник PR-компании Polylog Павел Малуев.


«Очаково» -- одно из крупнейших пивоваренных предприятий в стране. Впрочем, в прошлом, еще в советские времена, кроме производства пива, на комбинате также разливали по лицензии «Кока-колу» и «Фанту». Московский пиво-безалкогольный комбинат был специально построен перед Московской Олимпиадой 1980 года, чтобы обеспечить участников и гостей праздника напитками. Впрочем, с тех пор комбинат серьезно изменился. Стал более современным, сложным и мощным предприятием.


В первые годы работы после основания в 1979 году комбинат выпускал только пиво: «Столичное», «Жигулёвское», «Ячменный колос». Производство пива под маркой «Очаково» остается стержнем производства и сегодня. Также на комбинате производят по лицензии пиво под признанной маркой Kaltenberg, которая хорошо известна не только у себя на родине в Баварии, но и по всей Германии и за ее пределами.


В наше время комбинат «Очаково» выпускает разнообразные напитки, среди которых особое место занимает квас. По производству кваса, который с самых давних пор считается ближайшим «родственником» пива, «Очаково» занимает лидирующие позиции в России и в мире. Производство кваса успешно расширяется, в том числе за счет детских марок. В нынешнем году комбинат увеличивает ассортимент напитков, который теперь включает даже вино и коньяк, так как на Тамани в Краснодарском крае у комбината имеются свои собственные виноградники под управлением «Южной винной компании».

Другое важное изменение заключается в том, что теперь производство комбината «Очаково» располагается не только в Москве. В 2000 годах компания «Очаково» приобрела и построила свои дочерние предприятия и в других регионах России – пивзаводы в Краснодаре, Пензе, Тюмени, солодовни в Липецкой и Белгородской области. В сущности, теперь это крупный холдинг, в котором имеется десяток заводов и налажено производство разных напитков.

Продукция «Очаково» не только продается по всей России, но в настоящее время также поставляется в 38 стран мира. Причем, что любопытно, крупнейшим зарубежным потребителем пива «Очаково» является Германия. Ведь во многих городах Германии открыто немало русских продовольственных магазинов, в которых ассортимент товаров примерно такой же, как в «Пятёрочке». Кроме того, в Германии имеется множество специализированных пивных магазинов, торгующих только пивом зарубежных марок, так как любознательные немцы охотно любят обогащать свой пивной опыт и пробовать пиво разных марок из дальних стран.


Во время посещения «Очаково» ко мне присоединился мой старый друг и андерграундный писатель Олег Разумовский. Я предложил Олегу посетить пивоваренный завод, чтобы показать ему, как варят пиво, надеясь отвлечь его от приверженности любимой водке. Полагаю, что эта попытка вполне удалась. Любителей водки следует лучше информировать, чтобы они понимали, насколько более натуральным, вкусным, злоровым и полезным напитком является хорошее пиво. Тем более, что именно пиво является подлинным национальным русским напитком, известным и любимым на Руси с самой глубокой древности, а вовсе не водка, изобретенная в XIV веке французскими монахами и завезенная в Московию генуэзскими купцами из Крыма.


Очень рад, что мне довелось пообщаться с президентом «Очаково» Алексеем Кочетовым. Мы разговаривали недолго, но содержательно. Я успел подарить и подписать ему свою книгу «Баварское пиво», а с моей книгой «Пиво. Путеводитель» Алексей Андреевич уже оказался знакомым.


Я спросил президента, почему он не продает свой комбинат? Мне хотелось понять его философию. Ведь происходит неумолимая глобализация, и транснациональные концерны упорно скупают пивоваренную промышленность по всему миру. В Чехии уже почти всё скупили. Скупают крупнейшие бренды и предприятия в Германии, Китае и во многих других странах мира. И в России большинство производственных мощностей пивоварения уже давно принадлежит зарубежным компаниям.

Алексей Андреевич ответил, что продавать «Очаково» не собирается, хотя предложения такие делаются регулярно и суммы предлагают огромные. Но деньги не самое главное в жизни, заметил глава «Очаково». Мне хочется после себя оставить свой след, отметил он.


Похоже, динамичное и целеустремленное развитие предприятия и активное, продвижение марки «Очаково» в регионы и за рубежом является тем следом, который собирается оставить после себя президент «Очаково» А.А. Кочетов. Несомненно, это сильная созидательная позиция, достойная уважения. Позиция сознательно патриотическая.


Некоторые деятели, находящиеся на содержании водочного лобби, в качестве аргумента против укрепления позиций пива ссылаются именно на то, что почти все пиво в России варят на крупных заводах, принадлежащих зарубежным концернам. Следовательно, все прибыли от растущего потребления пива уплывают за границу. Меня всегда смущала такая сомнительная аргументация. Может быть, по этой же причине не стоит пользоваться автомобилями, построенными на иностранных автозаводах в России? Если логически продолжать эту мысль, то придется отказаться много еще от чего. От поездов «Сапсан», от услуг почти всех авиалиний, от компьютеров, от практически любой бытовой техники… Увы, Россия теперь в основном производит сырье и углеводороды. Но комбинат «Очаково» как раз подтверждает, что в России можно производить вполне качественную и пользующуюся спросом продукцию.


У входа в музей пива на территории комбината находится вот такая экспозиция подаренной музею армейскими патриотами военной техники. Наверное, это должно символизировать, что армия любит и ценит отечественное пиво и отдает долг его изготовителям на комбинате «Очаково».


Свою благодарность комбинату «Очаково» выражают не только пехота, артиллеристы и танкисты, но и другие рода войск Российской армии и флота.


В музее представлено множество реликвий, сувениров, призов и даров. Стены украшают сотни грамот и сертификатов.


И по словам Евгения Шатилова, проводившего для нас экскурсию по комбинату и музею пива, всевозможных призов, грамот и сертификатов существует намного больше.


В пивном музее комбината «Очаково» представлена лишь малая часть этой богатой коллекции.


Мы прошли по цехам комбината. Осмотрели сияющие нержавейкой варочные порядки. Их здесь немало!


Пивоваренный завод хоть и отечественный, но сусловарочные котлы здесь вполне современные немецкого производства фирмы Huppmann. Другое оборудование в цехах тоже в основном зарубежное.


Вот здесь в громадных лагерных танках пиво низового брожения дозревает положенный срок в прохладе, словно в холодном погребе. У нас над головой лагерный танк высотой 28 метров, в котором содержится 700 тысяч литров пива. Когда пиво добродит, дрожжи осядут внизу этого конуса, их сольют, а пиво отправят на фильтрацию и розлив. Половина дрожжей вновь возвращается в начало цикла для сбраживания новых партий пива.


Кстати, дрожжи, остающиеся после завершения брожения, используются как ценный лечебно-диетический продукт. Дрожжи являются источником высокоценного белка, витаминов группы В и D, микроэлементами и биологически активных веществ, способствующих улучшению здоровья. Полезны они прежде всего эффективной профилактикой ряда кожных заболеваний – гнойничков, пиореи, чирьев и т.п. Также пивные дрожжи полезны для восстановления сил при многих болезнях, для детей и во время беременности.

После завершения экскурсии Олег Разумовский сфотографировал меня с Павлом Малуевым и Евгением Шатиловым. Раузмеется, мы также попробовали нефильтрованное пиво "Очаково" и Kaltenberg, а также я впервые попробовал новый квас премиальной марки "Веранда".

Комментариев нет:

Отправить комментарий