Президент России Дмитрий Медведев 20 июля подписал федеральный закон, согласно которому пиво будет приравнено к алкоголю и перестанет продаваться в ларьках и палатках, а также будет запрещена ночная (с 23.00 до 8.00) торговля алкоголем везде, кроме организаций общественного питания. Также закон вводит запрет на продажу алкоголя, в том числе пива, на остановках транспорта, а также на распитие его в общественных местах. В розницу алкоголь смогут продавать только организации. Кроме того, строго ограничивается реклама. В полную силу закон вступит с 1 января 2013 года, до этой даты индивидуальные предприниматели смогут торговать пивом с содержания спирта ниже 5%, что составляет 85% всего пива, выпускаемого в России.
Для чего введен этот закон? Официально, ради снижения алкоголизации населения. Цель благородная и своевременная, так как уровень потребления алкоголя в нашей стране в последнее время почти катастрофический для цивилизованной страны. Но ведет ли к этой цели ограничение продажи пива? Очень сомневаюсь. Мировой опыт говорит об обратном: только замещение крепкого алкоголя пивом приводит к снижению алкоголизации населения. А у нас пиво (крепостью от 0,5%) просто приравняли к более крепким напиткам.
Разумеется, главный нарколог Минздравсоцразвития РФ Евгений Брюн и глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко немедленно одобрили антипивной закон, не утруждая себя аргументами. Это они открыли пивной алкоголизм, хотя специалисты утверждают, что не бывает специфического алкоголизма. Не сумев иными способами ограничить продажу пива детям, они протолкнули этот закон, просто запрещающий торговлю. Однако я очень сомневаюсь, что дети перестанут пить совсем и не перейдут на другие напитки, например, водку, разбавленную тоником или колой, а может быть и на какие-то другие вещества и препараты, пострашнее пива.
Первое, на что обращаешь внимание: сократится количество нестационарных торговых точек — палаток и павильонов, в которых продается пиво. По разным оценкам, таким путем продается в разное время года около 20-35% пива. Когда их закроют, сократятся объемы продаж и производства пива, вырастут цены, без работы окажется немало людей. Более всего от закона пострадает малый бизнес, о защите которого у нас так много говорят. Киоски и ларьки круглосуточной торговли просто закроются, так как пиво в их торговом обороте составляет от 35 до 50%. Значит, безработица увеличится (по оценкам специалистов — на четверть миллиона человек), а существующий спрос в ночное время будет успешно удовлетворять черный рынок алкоголя. На этом подпольном рынке доминировать будут крепкие напитки — они удобнее и выгоднее. Разумеется, левую безакцизную водку ночью продавать намного выгоднее, чем «правую». Короче говоря, алкоголизация населения нисколько не уменьшится. Скорее наоборот. И хотя в последние годы Россия продвигалась к европейскому типу потребления, а количество людей, больных алкоголизмом, уменьшалось, теперь эта тенденция опять изменится.
Основное потребление бутылочного и баночного пива переместится в розничные торговые сети, принадлежащие крупным ритейлерам — они от этого закона точно выиграют. Возможно, начнет открываться больше недорогих ночных питейных заведений. Но вообще-то страна у нас холодная, поэтому недостаточно просто поставить пару столиков перед киоском, чтобы переименовать его в пивную. А в стационарных заведениях астрономическая арендная плата и другие накладные расходы превращают пиво в дорогой напиток, доступный далеко не каждому.
Закон позаботился и о рекламе пива, хотя точно известно, что реклама способствуют только выбору потребителя, а не росту злоупотребления алкоголем. Потребитель получает через рекламу хоть какую-то информацию о различии брендов и марок пива. Впрочем, реклама пива с телевидения просто переместится в печатные издания и интернет.
Вообще этот закон, как мне представляется, слишком резко изменяет условия и правила игры на пивном рынке. Такие изменения должны были бы вводиться более аккуратно, постепенно и с учетом обратной связи. В цивилизованных экономиках, стремящихся к стабильности и предсказуемости, так не поступают.
Для чего введен этот закон? Официально, ради снижения алкоголизации населения. Цель благородная и своевременная, так как уровень потребления алкоголя в нашей стране в последнее время почти катастрофический для цивилизованной страны. Но ведет ли к этой цели ограничение продажи пива? Очень сомневаюсь. Мировой опыт говорит об обратном: только замещение крепкого алкоголя пивом приводит к снижению алкоголизации населения. А у нас пиво (крепостью от 0,5%) просто приравняли к более крепким напиткам.
Разумеется, главный нарколог Минздравсоцразвития РФ Евгений Брюн и глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко немедленно одобрили антипивной закон, не утруждая себя аргументами. Это они открыли пивной алкоголизм, хотя специалисты утверждают, что не бывает специфического алкоголизма. Не сумев иными способами ограничить продажу пива детям, они протолкнули этот закон, просто запрещающий торговлю. Однако я очень сомневаюсь, что дети перестанут пить совсем и не перейдут на другие напитки, например, водку, разбавленную тоником или колой, а может быть и на какие-то другие вещества и препараты, пострашнее пива.
Первое, на что обращаешь внимание: сократится количество нестационарных торговых точек — палаток и павильонов, в которых продается пиво. По разным оценкам, таким путем продается в разное время года около 20-35% пива. Когда их закроют, сократятся объемы продаж и производства пива, вырастут цены, без работы окажется немало людей. Более всего от закона пострадает малый бизнес, о защите которого у нас так много говорят. Киоски и ларьки круглосуточной торговли просто закроются, так как пиво в их торговом обороте составляет от 35 до 50%. Значит, безработица увеличится (по оценкам специалистов — на четверть миллиона человек), а существующий спрос в ночное время будет успешно удовлетворять черный рынок алкоголя. На этом подпольном рынке доминировать будут крепкие напитки — они удобнее и выгоднее. Разумеется, левую безакцизную водку ночью продавать намного выгоднее, чем «правую». Короче говоря, алкоголизация населения нисколько не уменьшится. Скорее наоборот. И хотя в последние годы Россия продвигалась к европейскому типу потребления, а количество людей, больных алкоголизмом, уменьшалось, теперь эта тенденция опять изменится.
Основное потребление бутылочного и баночного пива переместится в розничные торговые сети, принадлежащие крупным ритейлерам — они от этого закона точно выиграют. Возможно, начнет открываться больше недорогих ночных питейных заведений. Но вообще-то страна у нас холодная, поэтому недостаточно просто поставить пару столиков перед киоском, чтобы переименовать его в пивную. А в стационарных заведениях астрономическая арендная плата и другие накладные расходы превращают пиво в дорогой напиток, доступный далеко не каждому.
Закон позаботился и о рекламе пива, хотя точно известно, что реклама способствуют только выбору потребителя, а не росту злоупотребления алкоголем. Потребитель получает через рекламу хоть какую-то информацию о различии брендов и марок пива. Впрочем, реклама пива с телевидения просто переместится в печатные издания и интернет.
Вообще этот закон, как мне представляется, слишком резко изменяет условия и правила игры на пивном рынке. Такие изменения должны были бы вводиться более аккуратно, постепенно и с учетом обратной связи. В цивилизованных экономиках, стремящихся к стабильности и предсказуемости, так не поступают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий