В конце девяностях, когда я работал в издательстве "Компьютерра", один из сотрудников, верставших журнал "Домашний компьютер", видимо "схватил валаамку": он каждое лето в июле-августе брал отпуск и отправлялся на Валаам. Он не распространялся в редакции о том, что он там делал, но видимо не только загорать ездил. Говорил, что там чудесные виды, чистая вода и воздух.
В фильме упоминается история Ново-Валаамского монастыря в Финлянднии, который после Зимней войны создали монахи, ушедшие в 1940 году из Валаама по льду Ладоги в соседнюю Финляндию. Это помогло спасти от уничтожения уникальные реликвии разрушенного коммунистами православного монастыря. Особый интерес представляет позиция президента Путина по поводу возвращения ценностей, которые до сих пор остаются в монастыре в Финляндии. Путин считает, что не следует требовать их возвращения, так как они уцелели именно благодаря защите и сохранению в православном монастыре в Финляндии: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2975733
Известна легенда о том, будто именно пиво способствовало появлению христианства в России. Когда Владимир Красное Солнышко выбирал религию для языческой Руси, пришли к нему мусульманские послы, а князь пил пиво кружку за кружкой. И задумался он: ведь ислам не разрешает употребление хмельных напитков. Поэтому послы услышали от князя такой ответ: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».
Ранее я уже писал о том, что монастыри на Руси, как и в других странах Европы, столетиями были центрами пивоварения. В старину крепкое пиво на Руси зачастую использовали в храмах для причастия "вина вместо".
Особенно любопытна судьба пивоварения в Троице-Сергиевой Лавре, одном из богатейших монастырей России. Возле западной стены снаружи монастыря был обширный Пивной двор с мельницей для солода, каменной пивоварней, квасоварней и бондарной мастерской. Но Пивной двор в конце XVIII века закрыли, и в 1789 году устроили пивоварню под трапезной церковью внутри монастыря. О дальнейшей судьбе пивоварни мне ничего не известно. http://apetrochenkov.livejournal.com/536649.html
Осмелюсь предположить, что пивоварню могли закрыть в 1861 году. Иван Прыжов в книге "История кабаков в России" приводит свою версию поспешной отмены крепостного права: острый дефицит бюджета. Бюджет получал 40% доходов (для сранения: в Англии акциз на солод составлял 22,5% бюджета) благодаря акцизному откупу за право торговли хлебным вином. Откупщиков никто не контролировал и они всячески снижали качество хлебного вина и полугара, а цены задирали, из-за чего в народе начались волнения, которые вылились в спонтанное создание обществ трезвости во многих губерниях. В селениях выбирали старост, наблюдавших за соблюдением обетов. Акцизные откупщики жаловались министру внутренних дел, что народ массово дает обеты о воздержании от пьянства, а православные священники благославляют их. Дело дошло до того, что откущики стали выставлять даровые бочки вина, но мужики до них не дотрагивались. Министр в июне 1859 года обратился к обер-прокурору святейшего Синода с просьбой не благославлять воздержание, но Синод не поддержал его. Тогда министр финансов обратился в Синод и потребовал уничтожить приговоры городских и сельских обществ трезвости и в дальнейшем не допускать собраний и сходок для такой цели. Но полиция отказалась, хотя вся полиция была на содержании откупщиков. Поднялась волна преступности и коррупции с участием полиции, треть подсудимых была связана с нарушениями питейного устава.
Общества трезвосли стали возникать в 1850-х годах по всей стране, но из-за Крымской войны бюджет значительно пострадал, а в 1857-1859 годах из-за снижения спроса закрылись тысячи винокурен, и акцизный сбор снизился так, что финансовая ситуация была катастрофической. Откупщики были уверены, что получив волю, народ сопьётся, и давили на правительство, требуя немедленной отмены крепостного права. Царский указ был подписан 19 февраля 1861 года, а 26 октября 1861 года Государственный совет постановил, что теперь акцизу должны подлежать, кроме хлебного вина, "портер, пиво, полпиво всех сортов, мёд, брага и сусло". Потом министр государственных имуществ добился исключения слова "сусло". Возможно, именно тогда, поддерживая обществ за народную трезвость, православные монастыри прекратили варить свое пиво.
Возможна и другая дата: в 1914 году в преддверии и в начале Первой мировой войны был издан царский указ о запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России. Торговля алкогольными изделиями была прекращена с 19 июля 1914 г. в соответствии с заранее обусловленной (в мае того же года) нормой — на время мобилизации, а в конце августа продлена на всё время войны. После революцииСоветское правительство продлило запрет на торговлю водкой на пять лет, а торговлю вином разрешили с 19 декабря 1919 года. Но православным монастырям тогда уже было не до пива: из-за запрета торговли продовольствием и насильственной продразверстки в стране наступил голод, и большевики начали грабитьмонастыри и храмы, изымая церковные ценности якобы для закупки продовольствия.
Про финский Ново-Валаамский монастырь Википедия сообщает следующее: "Также доход приносит производство столового вина и запланированное к производству изготовление виски на основе ячменного солода". Какой доход может приносить "запланированное к производству изготовление виски" я не очень понимаю, но, видимо, виски там уже изготавливают, а не только планируют заняться этим. Это означает, что фактически в православном Ново-Валаамском монастыре изготавливают не только виски, но также и пиво, так как виски является продуктом дистилляции молодого незрелого пива.
Обнаружил сообщение про небольшую частную финскую пивоварню Saimaan Juomatehdas, которая производит единственное в мире (по словам хозяина пивоварни) пиво православного монастыря. Рецепт этого пива был получен в монастыре Новый Валаам (Uusi Valaamo). Название соответствующее -- Монастырь (Luostari). Значит, в Ново-Валаамском монастыре есть пиво, хотя варит его сторонняя пивоварня. http://markoriabkov.livejournal.com/15451.html
Стоит лишь отметить, что Ново-Валаамский монастырь — единственный православный мужской монастырь Финляндской архиепископии Константинопольского патриархата, он не относится к РПЦ МП, несмотря на самые добрососедские отношения, о которых в фильме про Валаам говорит президент Путин. Подробнее:https://ru.wikipedia.org/wiki/Ново-Валаамский_монастырь
Набрав в Google слова "монастырь" и "пивоварня" я получил множество ссылок на монастырские пивоварни в Бельгии, Германии, Чехии, Австрии и других странах, но почти ничего не нашел о пивоварении в православных монастырях.
Мне довелось посетить большинство монастырских пивоварен Баварии, когда я работал над книгой о баварском пиве. Самая старая в мире непрерывно действующая с 1040 года пивоварня находится в бенедиктинском монастыре Weihenstephan в городке Фрайзинг -- это рядом с аэропортом Мюнхена. Впрочем, монахов я там не заметил, но видел студентов Технологического университета Мюнхена, обучающихся пивоварению, а также крупную микробиологическую лабораторию, вырабатывающую современные штаммы пивных дрожжей.
На сайте пивоваренной компании "Вятич" в городе Кирове, которая широко известна не только своим пивом, но и "Вятским квасом", обнаружил такое сообщение:
"Доподлинно известно, что с конца XVI века при Успенском Трифоновом монастыре монахи стали варить первое на Вятке ячменное пиво.
Рецепт монастырского пива образца конца XVI века сохранился лишь в измененном виде, однако известно, что в состав рецептуры входили – кроме традиционных компонентов – можжевельник, багульник, зверобой и другие травы, которые позволяли хранить вкус и качество пива несколько месяцев.
Вятское пиво поставлялось купцами Рязанцевыми к столу Иоанна Грозного и высшего духовенства. Охлажденное, оно хранилось всю зиму в бочках. Источник при монастыре считался самым чистым в городе. Монахи варили пиво именно на этой воде". http://vyatich-kirov.ru/news/Kraftovaya_pivovarnya_TRIFON
А вот новость из Сербии: 22 июля 2017 года при православном монастыре Баньска в муниципалитете Звечан в Косово и Метохии открылась мини-пивоварня, которая должна оказать дополнительную экономическую поддержку этой святыне. http://www.senica.ru/serbia/news/pri-monastyre-banska-na-kosovo-otkrylas-pivovarnya
Действительно, почему бы православным монастырям России не вспомнить забытое ремесло пивоварения? На рынке пива определенно найдет спрос продукция небольших кустарных пивоварен при монастырях, которые варят пиво по традиционным рецептам с применением современных технологий. Такое редкое пиво наверняка будет востребовано не только в нашей стране, но также имеет приличный экспортный потенциал на мировом рынке крафтового пива, где постоянно охотятся за всякими уникальными сортами и раритетами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий