вторник, 28 мая 2013 г.

Троице-Сергиева лавра — центр российского пивоварения

Принято считать, что монастырское пивоварение свойственно преимущественно Центральной и Западной Европе, где его начали варить в VII веке монахи-бенедиктинцы, а затем и монахи других орденов. С самых давних пор в периоды постов в своем рационе питания монахи получали до пяти литров пива в день. В 1662 году европейские монахи испросили у Папы римского благословить свое пиво, и папа изрек известный афоризм: Liquidum non frangit ieiunium, то есть «жидкость не нарушает поста». Вот почему традиционно лучшие пивоварни Европы находились именно в монастырях, чтобы снабжать монахов жидким хлебом. Даи сегодня во многих монастырях варят аббатское пиво как для собственного внутреннего потребления, так и на продажу.

На Руси монахи тоже веками варили пиво, хотя сейчас об этом принято забывать.Как и в других странах европейского "пивного пояса", где по климатическим причинам невозможно эффективное виноградарство и виноделие, пиво на Руси нередко варили в качестве культового напитка на большие религиозные праздники, а крепкое пиво даже использовалось вместо вина. В городах и селах пиво население обычно варило пиво с благословения церкви только по случаю церковных праздников четыре раза в году или по случаю каких-то важных государственных событий -- побед, похорон, коронаций и т.п. Это пиво обычно полностью выпивалось в течение нескольких праздничных дней.

Русские монастыри варили пиво для своих нужд -- для собственного потребления и для угощения паломников. Пиво и квас считались полезными и даже целебными напитками, так как было замечено, что они никогда не вызывают кишечных расстройств. Простейших правил гигиены в те времена никто не соблюдал, о необходимости кипятить воду не догадывались, тогда как в процессе производстве пива кипячение сусла было важной технологической операцией.

Известно, что в Москве крупная пивоварня действовала на территории Кремля в Чудовом монастыре. Но едва ли не лучшая русская пивоварня располагалась в Троице-Сергиевом монастыре. Этот монастырь в 1744 году получил титул лавры. Тамошним монахам-пивоварам не надо было обращаться к высшим иерархам церкви за разрешением варить пиво, подобно европейским монахам, испрашивавшим разрешения в Ватикане: ведь свое пиво они варили в самом крупном православном монастыре, который по сей день остается главной святыней РПЦ.


Напомню, что Троице-Сергиев монастырь — крупнейший православный мужской монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, был основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В 1550-х годах монастырь был обнесён белокаменной стеной длиной 1284 метра с 12 башнями. В монастыре был крещён Иван Грозный. В Смутное время, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских войск под предводительством Сапеги и А. Лисовского, монастырь стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся бегством из Москвы Пётр I.



В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева Лавра была одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян). Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала приумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII—XVIII вв. отличалось большой прочностью. Велики были пожертвования в пользу русской армии: в 1812-м году — около 70 тысяч рублей.

Очевидно, пивоварение тоже было прибыльной и важной частью хозяйственной деятельности монастыря. В настоящее время в западной стене Троице-Сергиева монастыря одна из башен носит название Пивной. Вот как описывает источник Пивной двор, примыкавший к западной стене монастыря рядом с Пивной башней:
На западной стороне монастыря, под стеной его находились в XVII веке два двора – бочаренный и солодовенный, которые называли Пивным двором. Пивоварение в XVII веке производилось в самом монастыре, в Пивной, или Погребной, башне, а дворы, находившиеся за башней, принадлежали к пивоварению. В описи монастыря 1641 года читается: «за монастырем против погреба монастырской бочаренной двор, делают на монастырь всякое бочаренное дело, да на том же дворе келья, а в ней живет квасной старец, да монастырских же четыре житницы с монастырским хлебом, с солодом и с мукою овсяною. Да подле бочаренново двора монастырской сад, огорожен тыном, а в нем яблони. Да подле саду монастырской солодовенной двор, а в нем келья, да два овина, да анбар солодяной, а на дворе живет старец» (иногда и опись, соединяя оба двора в один двор, называет Пивным двором). В Пивной башне были ворота из монастыря на бочаренно-солодовенный, или Пивной, двор. У двора были пруд (может быть, тот, который и до сих пор есть тут) и колодезь. Для делания солода нужна была мельница, и она находилась за Стрелецкой слободой, что есть теперешняя Ильинская слобода: «...да за Стрелецкою слободою ветряная мельница, мелет солод».

Во второй половине ХVIII века находились на бочаренно-солодовенном дворе XVII века вынесенные из монастыря пивоварня и квасоварня. В описи лавры 1768 года читается: «за лаврою поблизости две каменные пивоварня и квасоварня, из коих одна мерою в длину семнадцать сажен с половиною, поперег шесть с половиною, в ней пять палаток жилых; (другая) в длину семь сажен с половиною, поперег шесть сажен; оные поварни крыты тесом». А в описи лавры 1785 года читается: «от запада (за монастырем) каменная пивоварня и квасоварня, мерою в длину 13 сажен с аршином, поперег 6 сажен с 1/2, покрыты тесом». Из слов князя Щербатова, имевшего свои сведения от митрополита Платона, следует, что Пивной двор уничтожен был между 1789–1791 годами, а в архиве лаврском есть дело 1789 года об устройстве пивоварни под трапезной церковию.

Судя по этому описанию, пивоваренное производство в монастыре было довольно крупным. Сегодня трудно судить, сколько и какого пива варили в монастыре. Пиво варили прежде всего для собственных потребностей.


Пивной двор в прошлом располагался рядом с Пивной башней в стене монастыря. На речке Кончуре́ неподалеку от этой башни была мельница, где мололи солод для пива. Из последней фразы в приведенной цитате следует, что хотя Пивной двор был уничтожен, пивоварня была перенесена и обустроена под Трапезной церковью, то есть уже на территории самого монастыря.


Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 годах. Трапезная палата, площадью более 500 м2, была одним из самых больших помещений своего времени. Она перекрыта сводом без промежуточных опор. Палата предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. Подробнее о Трапезной палате.

Свою историю надо знать и уважать. Пиво в течение многих веков было традиционным русским напитком, который искусно варили монахи и охотно пили не только священники и монахи, но также монархи, паломники и знать, постоянно посещавшие Троице-Сергиев монастырь. Увы, в настоящее время эта добрая традиция практически утрачена. И над нашим пивом всякие клоуны вроде Жирика насмехаются, как над заграничной отравой. Во всяком случае мне не доводилось слышать о том, чтобы в современных православных монастырях где-то варили пиво.

А между тем в монастырях и аббатствах Западной Европы варят замечательное пиво, за которым охотятся гурманы и знатоки пивоварения. Монахи сами пьют пиво, и монастыри неплохо зарабатывают на его продаже. Партии монастырского пива обычно невелики, и знатоки и туристы обычно могут отведать такое пиво в тавернах при монастырях. А чтобы купить ящик-другой редкого аббатского пива, нередко надо записываться в очередь и ждать неопределенное время. И цены на некоторые сорта пива в монастырях бывают совсем не шуточными — некоторые сорта монастырского пива стоят не меньше, чем марочное вино. В наше время редкое особенное пиво вполне может быть востребованным экспортным товаром.

Полагаю, что и православные монастыри вполне могли бы оживить забытую традицию пивоварения. Себе на пользу и людям на радость.

Комментариев нет:

Отправить комментарий